Здоровым быть здорово

Жизнь в 21 веке ставит много новых проблем, среди которых самая актуальная – сохранение здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни (ЗОЖ) уже с самого раннего детства.
Наше будущее – это наши дети. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентоспособной, когда будет здоровым ее подрастающее поколение.
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.

Здоровый образ позволяет расти и развиваться каждому ребенку. И формирование его основ у детей дошкольного возраста является одной из самых эмоциональных проблем, так как, заботясь о здоровье и о всестороннем развитии детей, мы прививаем, поддерживаем у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитываем бережное отношение к своему организму. Работу по формированию привычек ЗОЖ реализовывается в четырех направлениях: в организации здоровьесберегающего пространства, во взаимодействии с родителями и педагогами, в работе с детьми.
В понятие здоровьесберегающего пространства входят: улучшение качества помещений детского сада (регулярные односторонние и сквозные проветривания, кварцевание); закаливающие процедуры водой и воздухом (воздушные процедуры после сна, световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года, умывание прохладной водой, контрастное закаливание кистей рук, полоскание рта после приема пищи, босохождение по массажным коврикам; по медицинским показаниям занятия ЛФК; оборудование уголков здоровья, оформление книжных уголков раскрасками и дидактическими играми по теме).

Взаимодействие с педагогами осуществляется через совместное проведение для детей праздников и досуга, получение необходимых консультаций, организацию музыкального сопровождения и методических рекомендаций, организацию педсоветов и подбором литературы в методическом кабинете.
А взаимосвязь с родителями происходит через их вовлечение в досуговые и оздоровительные мероприятия – подготовку и проведение праздников, досуга, выставок, спортивных соревнований, театрализованных представлений. Важным условием эффективной образовательной работы с целью повышения знаний родителей о ЗОЖ является организация консультаций, практических занятий и наглядной агитации.

Формирование ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста заключается в том, чтобы учить детей заботиться о своем здоровье, воспитывать стремление быть здоровыми. В работе с детьми формируются навыки личной гигиены. Дети узнают части тела, у них прививается привычка полоскать рот питьевой водой после приема пищи. (Для усвоения гигиенических навыков дидактические игры и сюжетно-ролевые игры, такие как «Лекарственные растения», «Кукла Маша принимает гостей», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»), также дети в ходе игры знакомятся с предметами личной гигиены. Игры помогают повышать осведомленность ребенка в вопросах по уходу за собой. («Водичка-водичка», «Расти, коса, до пояса»). Еще очень важно научить детей правильно одеваться и раздеваться, еще и в соответствии со временем года. Рассматривая одежду вместе с детьми, выясняем, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарный запас.

Большая работа по ЗОЖ проводится в разных видах – играх, на прогулке, трудовой деятельности, на занятиях. Рассказывая об устройстве и работе организма, обращаем внимание детей на его хрупкость и сложность, а также необходимость бережного отношения к своему телу, уходу за ним.
Например, в ходе беседы на тему: «Откуда берутся болезни» у воспитанников формируется представление о здоровье, болезнях, микробах, инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней, а также появляются навыки, как нужно заботиться о своем здоровье. В ходе беседы «Чтобы кожа была здоровой» познакомили детей со строением кожи, как следить за ее чистотой. Занятие «Для чего нужна зарядка» помогло приобщить детей к регулярным занятиям физкультурой.
Изучая тему «Моя семья», учим детей называть имена родителей, кто, где работает.

Беседуя с детьми, обращаем внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, – соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, а также брать угощенье и подарки от незнакомых людей.
Также необходимо приучать детей, чтобы они были осторожными при контакте с незнакомыми и тем более бездомными животными, обучать основным правилам безопасного поведения на улицах.
Особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой.
Здоровый образ жизни создает у детей мотивацию и стремление ценить хорошее настроение, самочувствие, уметь защитить себя своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.