По дорогам Отечественной войны

Квест-игра в рамках проекта «По дорогам Великой Отечественной войны», который посвящен поисковому движению, прошла в Доме детского творчества. Ее участникам из Пыскора, Орла и Усолья предстояло пройти станции и ответить на вопросы.

Перед началом игры Анна Микова, ученица орлинской школы, рассказала о письме Зои Васильевны из Тулы, которая просила разыскать захоронение ее родственника – участника Великой Отечественной войны Казильского Петра Петровича 1925 года рождения.

Анна МИКОВА: Петр Петрович воевал под Смоленском, лежал в госпитале. Далее связь с ним была потеряна, и на протяжении 70 лет все поколение Казильских разыскивает какую-либо информацию о нем. Родственники узнали, что, возможно, Казильский умер в огурдинском госпитале, похоронен на орлинском кладбище. Преподаватель истории Ольга Валентиновна Зырянова приняла решение: организаовать поисковой отряд для розыска захоронения солдата. Главным поискового отряда назначили меня.

На кладбище на мраморной плите братской могилы обнаружили надпись: «Казильский Петр Петрович…», и сразу поняли, что это и есть искомый родственник Зои Васильевны. В память о героях Великой Отечественной войны возложили цветы и сделали несколько фотографий для ответа на письмо. А в благодарность школьникам прислали тульские пряники.

Мария ТУПИЦИНА, волонтер поискового отряда «Феникс»: Поисковое движение России – это добровольное движение. В некоторых регионах более ста отрядов. В Пермском крае вместе с нами пока только четыре отряда. В экспедиции мы ездим в составе Пермского поискового отряда, в который входит Усолье, Ныроб, Чердынь, Усть-Качка, и сейчас зарождается отряд в Красновишерске. Первая наша экспедиция была весной этого года в Подмосковье, где проходил Калининский фронт.

Ребята две недели жили в лагере в армейских палатках. Частые дожди не остановили начинающих поисковиков. В первую неделю они учились как правильно пользоваться оборудованием и вести раскоп.

– Главная задача поисковика – найти все останки, а не части, для эксгумации и со всеми почестями похоронить, – отметила Мария. – Учебные раскопы велись и на территории лагеря. Было найдено девять человек, пять из них со смертными медальонами.

Смертный медальон – небольшая коробочка с запиской, содержащей информацию о солдате, по которому можно установить личность солдата и разыскать родственников. Очень часто медальоны не сохраняются, ведь прошло уже много времени.

В окончании каждой экспедиции проводится торжественное захоронение. За две недели поисковики обнаружили 336 бойцов, их торжественно захоронили в Ржеве.

Вторая поездка – не поисковая экспедиция, это был поисковый фронт.

Мария ТУПИЦИНА: Мы ездили на учебу поисковика, которая проходит в Татарстане каждый год. Лекции читали опытные поисковики. После учебы каждый участник получил сертификат, футболку и кепку. В августе были две недели в палаточном лагере в Новгородской области. При раскопе мы обнаружили 147 бойцов, 37 медальонов, а имена установлены у 17. На захоронении присутствовали родственники.

Школьница рассказала, как при захоронении на Калининском фронте наткнулись на авиационную бомбу, из-за этого мероприятие перенесли пока обезвреживали боевой снаряд.

После выступления участников поисковых отрядов игроки разделились на пять команд по номерам, полученным при регистрации. По маршрутным листам отправились по станциям.

Первая «События и даты» – нужно было установить соответствие между датой и содержанием, назвать событие по описанию, ответить на вопросы по теме Великой Отечественной войны.

Вторая – назвать город-герой по его описанию и фото.

Станция «Песни военных лет» – угадать песню за одну минуту. Еще была станция под названием «Подвиг наших земляков» – Героев Советского Союза.

А пятая станция называлась «Литературная страничка», на которой игроки называли автора и его стихотворение.

За правильные ответы команда получала два балла на каждой станции, за неполный ответ – один балл, за неправильный ответ или отказ отвечать – ноль баллов.

Кирилл СОЛОВЬЕВ, ученик орлинской школы: Узнал много нового, очень интересно рассказывали о раскопках. Сегодняшний вечер прошел успешно, мы получили заряд эмоций, новые знания, пообщались с интересными ребятами.

В заключение все дружно попили чаю, а в награду получили сладкие призы. Победителей в игре не было, все команды состояли из игроков разных школ и неодинакового количества.

Главное – участие и знание истории своей Родины.

Виктория МОКРУШИНА
руководитель объединение «Акулы пера» Дома детского творчества