Преподобная Мария Египетская

Уже много веков верующие почитают преподобную Марию, заступницу всех кающихся грешников. Житие святой Марии Египетской – пример совершенного изменения человека благодатью Божией и силой покаяния. Преподобная мать начинала свою жизнь с полного погружения в разврат. А закончила, настолько вознесшись своим духом над телом, через подвиги аскезы, что могла ходить по воде и подниматься на воздух, и скорее уже походила на ангела, чем на существо из плоти и крови.
Родилась святая в V веке в провинции Египта. Будучи еще двенадцати лет, Мария сбежала из дому и отправилась в столицу Александрию с совершенно осознанным желанием нечистой, разгульной жизни.

В молодости будущая пустынница была очень красива, привлекала многих мужчин и очень полюбила разврат и блуд. «Более семнадцати лет невозбранно предавалась я греху и совершала все безвозмездно. Я не брала денег не потому, что была богата. Я жила в нищете и зарабатывала пряжей», – расскажет о своем греховном прошлом сама преподобная.
Переломный момент, положивший конец этой безобразной жизни и начало новому житию, произошел в Иерусалиме. В те дни множество верующих отправлялись из Александрии в Святой Град, на поклонение Честному Кресту Господню. Среди них оказалась и Мария. Однако ее мысли в те дни были весьма далеки от благочестия. Всю дорогу до Иерусалима она провела, соблазняя паломников.
Сойдя на берег, Мария увидела, как толпа народа двинулась к храму Гроба Господня, и пошла вместе с ними, но не смогла войти в святое место. Какая-то невидимая сила отталкивала ее от ворот. Мария пыталась войти снова и снова, но вход для нее был закрыт.

Тогда и произошел полный переворот в душе великой грешницы. Мария в один момент осознала свою вину перед Богом, раскаялась и оставила прошлую жизнь. Над воротами был образ Богоматери с младенцем. К Ней будущая преподобная и обратилась со слезами и горячей молитвой. Мария просила Пресвятую деву позволить ей поклониться святыне, обещала изменить свою жизнь навсегда. После этой молитвы, вход открылся, и раскаявшаяся грешница смогла войти в храм без препятствий.
С этого дня начался ее путь к святости. Как прежде, она всей душой отдавалась греху, так теперь безоглядно устремилась к покаянию. Исповедавшись и причастившись, Мария направилась в пустыню за Иордан. Когда она шла туда, пошатываясь, с заплаканным лицом, какой-то человек подал ей милостыню – три монеты, на которые Мария купила три хлеба. Ими она, чудесным образом, питалась долгие годы. Всего святая провела в пустыне 47 лет.

Первые 17 лет преподобной матери пришлось напряженно бороться со страстями и искушениями. Ровно столько же времени, сколько прежде она жила во власти греха. Как рассказывала Мария незадолго до своей кончины, все эти годы ее навязчиво преследовали мысли о прошлых пороках. Когда она ела, вспоминала роскошные трапезы. Когда пила воду, хотела вина. То и дело в ее душе против воли пробуждались прежние нечистые страсти.
Но Мария не сдавалась. Каждый раз, когда приходило искушение, она начинала молиться Богу, и, сколько бы искушение не длилось, в конце концов, молитва побеждала, и в душе преподобной наступал мир.
Так святая подвижница провела 17 лет из 47, выдержав бессчетное множество тяжелейших искушений и ни разу им не поддавшись. Наконец, в награду за эти подвиги Бог послал ей полное бесстрастие и явную святость еще при жизни.
Свидетелем ее святости стал старец Зосима, единственный человек, которого Мария встретила за полвека своего отшельничества.
Со встречей этих двух святых связано еще одно чудо. Как повествует житие, однажды иеромонах Зосима молился у себя в келье и подумал о том, не является ли он самым лучшим иноком своего времени. Ответ на это дал ему ангел. Внезапно появившись перед монахом, небесный воин велел ему идти в обитель на берегу Иордана и обещал, что там Зосима встретит подвижников, которые намного превосходят его строгостью жизни.

В этом палестинском монастыре иноки действительно жили по очень строгому уставу. Ежегодно во время Великого поста они отправлялись в пустыню, почти не взяв с собой пищи, и подвизались там несколько недель каждый поодиночке. Благодаря этой традиции, священник Зосима и познакомился с преподобной матерью Марией, а после ее смерти открыл людям историю этой великой подвижницы.
Встреча их произошла в самой глубине пустыни за Иорданом. Зосима шел уже почти три недели по безлюдной, выжженной солнцем земле, и неожиданно во время молитвы заметил чью-то тень. Обернувшись, он увидел кого-то выглядящего очень странно. Тело этого человека исхудало до костей и почернело на солнце, что свидетельствовало о многих годах, проведенных им в пустыне.
Зосима сразу догадался, что это какой-то неведомый подвижник и захотел попросить у него благословение. Заметив монаха, отшельница бросилась бежать и издалека крикнула старцу, что она женщина, и просит Зосиму дать ей какой-нибудь плащ. Причем, к удивлению инока, женщина назвала его по имени. Еще больше старец удивился позднее, когда попросил пустынницу помолиться и увидел, как она поднялась над землей и все время молитвы стояла в воздухе.

Из разговора с преподобной, Зосима узнал всю историю ее покаяния и духовного преображения.
Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год, в Страстной Четверг, опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию Святых Тайн. Потом, придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было приблизительно в 521 году.
Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния.
Православная Церковь очень почитает преподобную Марию Египетскую, так как в ней во всей полноте явилась преображающая сила покаяния.
Ежегодно 14 апреля Церковь чтит кончину этой святой. Кроме этого, переходящее празднование со-
вершается в пятое воскресенье Великого Поста. Интересно, что в 2019 году эти два события совпали в один день.

Чему может научить
нас опыт Марии Египетской? Он может научить нас чему-то очень важному. Святой Серафим Саровский не раз говорил приходящим к нему, что вся разница между грешником погибающим и грешником, который находит свой путь к спасению, в одном: в решимости. Благодать Божия всегда рядом: но мы не всегда отзываемся, как отозвалась Мария; как она отозвалась на ужас, охвативший ее, когда она осознала себя и вместе святость, красоту, цельность и целомудрие Матери Божией, и на все, на все она была готова ради того, чтобы переменить жизнь.
И так год за годом в посте, в молитве, среди жгучей жары, в отчаянном одиночестве среди пустыни она сражалась со всем злом, накопившимся в ее душе. Потому что недостаточно осознать его; недостаточно даже отвергнуть его усилием воли: оно здесь, в наших воспоминаниях, в наших вожделениях, в нашей хрупкости, в той порче, которую приносит с собой зло. Ей пришлось бороться всю жизнь, но, в конце концов, она победила; она действительно подвигом добрым подвизалась, она очистилась от скверны, она смогла войти в область Божию: не в храм, не куда-то, а в вечность.