Реквием по безвинным

1 ноября прошел митинг неравнодушных к трагическим событиям того времени. Всем известная фраза «Никто не забыт, ничто не забыто» стала основной темой мероприятия. Литию в память репрессированных провел настоятель храма Похвалы Пресвятой Богородицы поселка Орел отец Михаил.

С 1930 по 1950 год в Ворошиловском, ныне Усольском, районе действовали 15 спецпоселений, в которых проживало не менее 1 500 спецпереселенцев, депортированных из различных регионов СССР.

В самом Усолье проживали 199 спецпоселенцев (49 семей). 159 жителей города, большинство из них – коренное население, в 1937-1938 годах были репрессированы. После ареста и предъявления ложных обвинений в «контрреволюционной деятельности» 84 человека были расстреляны, а 49 – получили длительные сроки заключения в лагерях ГУЛАГа. В настоящий момент все эти люди реабилитированы, в том числе посмертно.

Эти страшные строки написаны на памятном знаке жертвам политических репрессий.

О важности сохранения памяти о безвинных жертвах, величайшей трагедии нашего государства говорили заместитель главы районной администрации Тамара Кириллова и глава Усольского городского поселения Анатолий Грачев. Митингующие почтили память погибших и пострадавших минутой молчания.

Клавдия Степановна Бабина, житель Усолья, поделилась воспоминаниями о трагических событиях тех дней, произошедших с ее отцом и семьей.

Михаил САДКОВ, настоятель церкви Похвалы Пресвятой Богородицы поселка Орел: Начиналось все с осквернения и разрушения храмов. Годы расстрелов тому наглядный пример. Наш ближайший Священномученик Михаил (Накаряков) – был казнен в 1918 году, Священномученик Николай Онянов, пресвитер Таманский в этом же году и многие-многие другие. Сейчас казалось бы, жизнь духовная налаживается, отстраиваются храмы, открываются монастыри и все больше людей приходят к Богу. Но видимо ошибки истории поняли не все.

Он рассказал собравшимся о недавнем инциденте в одном из исправительных учреждений в городе Березники. Где, несмотря на раннее соглашение, двое его сотрудников, пользуясь властью, произвели обыск в храме, находящемся на территории учреждения. Они не только не снимали головных уборов, но нарушили и другие церковные каноны. За наши грехи не только мы будем в ответе, но и наши дети. Нужно помнить, что не только от президента, правительства и всей остальной государственной власти, зависит настоящее и будущее страны, но и от каждого из нас.

Закончилось мероприятие, посвященное Дню памяти жертв политических репрессий в Доме культуры Усолья тематическим вечером-реквиемом.

Историческая справка

Николай Михайлович Онянов 1862 года рождения происходил из крестьянского сословия усольских крепостных Строгановых. Решив посвятить себя церковной деятельности, принял духовный сан, служил псаломщиком, дьяконом в храмах Осинского уезда, а в 1904 — 1917 годах – священником Таманской церкви Соликамского уезда. Обязанности священника совмещал с преподавательской и общественной деятельностью. За «усердное отношение к церковно-школьным обязанностям» неоднократно отмечался благодарностями и был награжден святой Библией. К марту 1918 года критическое положение с продовольствием привело к созданию продотрядов, изымавших «сельскохозяйственные излишки». В ответ на действия властей летом и осенью 1918 года крестьянские мятежи прокатились по волостям Усольского уезда. Один из продотрядов посланных в Верх-Кондасскую волость для изъятия хлеба был расстрелян «кулаками». В организации крестьянских восстаний обвинили священника Онянова, четырех крестьян и работника волисполкома. «Передовых вождей восстания» арестовали и трибуналом ЧК присудили к расстрелу. Материалы следствия не сохранились, о действительной вине священника можно только догадываться.

Священник Михаил Накаряков родился в 1866 году, служил в Преображенской церкви села Усолье. Прихожане особенно любили отца Михаила за милосердие и нестяжательность. Если нужно было что-то попросить, то просили именно у него. Кроме служб в храме, отец Михаил преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе. Когда в храме собирали пожертвования, сборщики всегда сначала подходили к отцу Михаилу, зная, что он даст больше всех, а после него другим будет неловко пожертвовать меньше. На Пасху отец Михаил обходил дома бедняков и раздавал деньги «на обувь», «на подарки детям» и другие нужды. В июне 1918 года, после ареста архиепископа Андроника, отец Михаил перестал служить. Затем был арестован и сам. При первом расстреле священника ранили в руку, ногу и грудь. Утром, приехавшие закапывать трупы красноармейцы, забрали истекающего кровью священника. На следующее утро священника и бывшего с ним в камере белого офицера вывели во двор. Конвоиры по очереди стали бить отца Михаила прикладами по голове, пока не убили. Они так увлеклись этим, что забыли об офицере, который перебрался через забор и спрятался под мостом. Оттуда он видел, как палачи приволокли тело священника к реке, привязали к нему большой камень и бросили в воду.

Женщины, пришедшие на следующий день на берег полоскать белье, увидели на середине реки замученного священника. Он лежал на воде, раскинув руки, на груди его блестел крест.

Дмитрий КОРЯКИН