За что платить?

Есть необходимость в дифференцированной плате за капремонт для различных категорий населения и для разных домов, в зависимости от их технического состояния

2015-й для усольчан, собственников коммунального жилья и проживающих в квартирах по социальному найму, было богато на неприятные сюрпризы. Смена управляющих компаний, увеличение тарифов за ремонт и содержание жилья почти в два раза и вдобавок новые квитанции за непонятный и неизвестный для многих капитальный ремонт.

Все эти новшества увеличили стоимость проживания в усольской квартире почти в три раза. Улучшится ли на столько же состояние домов – большой вопрос, который интересует многих. И он далеко не единственный.

В последнее время в редакцию поступает много вопросов о программе капитального ремонта многоквартирных домов. Одних волнует вопрос: платить или нет. Других – за что платить, если капремонт их дома еще в далеком будущем…

Так что это за зверь такой, «Капитальный ремонт»?

Еще 25 декабря 2012 года в Жилищный кодекс РФ были внесены значительные изменения. Был принят Федеральный закон № 271-ФЗ от 25.12.2012 Жилищный кодекс РФ был дополнен разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Суть этого изменения в том, что в регионах повсеместно должны быть созданы региональные программы капитального ремонта многоквартирных домов, а также сформированы фонды капитального ремонта. Региональными властями должна быть утверждена и опубликована региональная программа капитального ремонта, создана государственная структура – «региональный оператор», которому вменяются функции технического заказчика работ по капитальному ремонту.

Региональный оператор – это юридическое лицо с организационно-правовой формой в виде фонда. Правительство Пермского края утвердило программу и создало своего регионального оператора – некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».

Именно на счете этой организации накапливаются денежные средства, поступающие от собственников помещений многоквартирного дома посредством уплаты ежемесячных сборов. То есть собственник, видя  дополнительную квитанцию «Взнос на капитальный ремонт общего  имущества МКД», уплачивает именно в этот самый фонд капитального ремонта.

Два способа взносов

Также собственники многоквартирных домов вправе выбрать один из двух способов формирования фонда капитального ремонта: на специальном счете многоквартирного дома и на счете регионального оператора – то есть в «общем котле» многоквартирных домов.

Выбрать способ формирования фонда капитального ремонта собственники обязаны не позднее, чем через шесть месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта. И это очень важно, поскольку в случае, если собственники не успеют это сделать, то сменить способ формирования фонда капитального ремонта они смогут только через два года. Если собственники не примут решения по этому вопросу, фонд будет формироваться на едином счете регионального оператора. Впрочем, так происходит и с жителями Усольского района. Их деньги аккумулируются на едином счете регионального оператора.

Деньги не пропадут?

Именно такой вопрос возникает у всех квартиросъемщиков.

Владимир ВАСИЛЬЕВ, усольчанин: Зарабатываем с женой чуть больше двадцати тысяч. Где мне взять деньги? И за что платить, за капремонт в 2020-40 годах? Да большая часть усольских коммунальных домов не доживет до этого времени. Наш дом, как и большинство других, не ремонтировался со дня постройки. Какой капремонт через 10 лет? Он необходим сегодня и сейчас. Мы, не дожидаясь милости коммунальщиков, самостоятельно сделали отмостку фундамента. Соседи за свой счет перекрыли участок крыши над квартирой. А теперь еще и заплати за капремонт в какой-то фонд.

Насколько знаю, платежи в различные фонды являются делом добровольным. Почему это навязывается в обязанность?

Но взносы на капитальный ремонт общего имущества обязаны уплачивать все собственники помещений в многоквартирных домах. Таковы требования Жилищного кодекса РФ. Но есть и исключения – собственники помещений в домах, признанных аварийными. Ремонтировать такие дома экономически нецелесообразно, они будут включаться в программу переселения из ветхо-аварийного жилья. Кроме того, в региональную программу капремонта не войдут дома, где менее трех квартир.

– Какие гарантии может дать региональный оператор, что собранные с собственников деньги никуда не пропадут или не будут потрачены не по назначению? – спрашивают читатели.

По закону, региональный оператор создан правительством Пермского края, соответственно, сохранность средств фонда гарантирована также краевым правительством. Кроме того, средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, могут быть потрачены только на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. На другие нужды, например, на содержание регионального оператора, денежные средства потратить будет нельзя. Это исключено. Средства, находящиеся у регионального оператора, он просто так даже снять не сможет. Банк может провести операции по списанию со счета денежных средств (оплату работ) только по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту при предоставлении: протокола общего собрания собственников о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; договора о выполнении работ по капитальному ремонту; акта приемки выполненных работ по договору, подписанного расширенной комиссией с участием представителей собственников дома.

Редакция попросила прокомментировать эту ситуацию депутата Законодательного Собрания Пермского края Олега Алексеевича Ковалева.

Олег КОВАЛЕВ, депутата Законодательного Собрания Пермского края: Уверен, что краевой закон о капремонте требует корректировок.

При принятия краевого закона я воздержался при голосовании. Закон оставляет много вопросов и содержит очень мало ответов. Мною подавались многочисленные поправки, которые, на мой взгляд, могли улучшить закон, но в итоге была учтена только часть моих предложений.

Все понимают, что в нынешней экономической ситуации, при нарастающем уровне инфляции, обеспечить сохранность денег на длительный срок невозможно. Однако краевой закон предполагает именно длительный срок накопления денежных средств, собранных на счете регионального оператора. Но главное заключается в том, что граждане не доверяют власти. Не верят, что в течение 30 лет (срок, на который рассчитана региональная программа) правила игры не изменятся. Такое случается в нашей жизни слишком часто.

Сейчас понятно, что исполнение закона буксует, люди недовольны.

В нынешней редакции закон трудноисполним, и это нужно признать. Считаю, что надо предусмотреть способы поддержки со стороны всех уровней бюджета, ведь свои обязательства при проведении бесплатной приватизации жилья государство не исполнило. Кроме того, есть необходимость в дифференцированной плате за капремонт для различных категорий населения и для разных домов, в зависимости от их технического состояния. Также необходимо больше информировать о капремонте население, пока эта работа организована плохо.

Субсидии и компенсация расходов на капремонт

Кстати, Жилищный кодекс РФ предусматривает предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Если совокупный платеж, включающий минимальный размер взноса за капремонт, составляет более 22 процентов от совокупного семейного дохода, предоставляется субсидия, в том числе и на компенсацию взноса на капитальный ремонт.

Дмитрий НАДЕЖДИН, Ольга ЮШКОВА