Учить родине служить

В советское время «Зарница» была частью патриотического воспитания. В годы перестройки игру незаслуженно забыли. В настоящее время ее решили возродить. Игровая форма военно-патриотического воспитания одна из самых увлекательных, где мальчишки испытывают свои настоящие мужские качества – силу и выносливость.

И вот «Зарница» снова зажглась. Причем, на высоком уровне. С 1 марта по 18 мая Министерство образования и науки Пермского края, Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций, государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей, «Пермский центр «Муравейник» и краевой центр военно-патриотического воспитания проводит краевую игру «Зарница Прикамья-2014». Она будет включать два этапа: муниципальный и краевой. Цели и задачи у игры определены серьезные: вовлечение старшеклассников в  военно-прикладные виды спорта, физическое развитие и пропаганда здорового образа жизни. А также развитие таких качеств, как взаимовыручка и навыков преодоления трудных ситуаций. «Зарница» – своего рода генеральная репетиция к службе в Вооруженных Силах страны.

В Усолье районный этап «Зарницы-2014» прошел 5 апреля на базе Усольской средней школы № 1. Соревновались пять команд из средних школ района. В каждой команде – пять юношей и две девушки. Перед началом игры торжественно подняли государственный флаг России. Именно в такие моменты, когда в небе развивается российский триколор, осознаешь причастность к великой стране. Строй участников приветствовали начальник районного управления образования Тамара Кириллова, подполковник запаса, военный комиссар Усольского района с 1996 по 2004 год Александр Жуков.

Состязание началось, пожалуй, с самого сложного для ребят, не знающих азы строевой подготовки, конкурса «Статен в строю, силен в бою». Командиры отрапортавали Александру Ивановичу и тот поприветствовал ребят. Оценивались действия школьников в строю, на месте и в движении.

Рассчитавшись на 1-й, 2-й, перестраивались в две шеренги, двигаясь строевым шагом, изменяли направление движения и выполняли команды «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Стой!» По забавным прищелкиваниям, оригинальному строевому шагу, вызывавшему улыбки жюри, и громкому «Здраст!», вместо «Здравия желаем!», было понятно, что команды готовили женщины-педагоги, далекие от военной науки. И все же, ребята очень старались. Если общая картина складывалась хаотичная, то некоторые элементы вполне удавались. Одни залихватски исполняли строевую песню, приводя в трепет окна спортзала. Другие отгромыхали приветствием. У третьих командиры блистали гусарской выправкой. Команды отличались различной парадной формой, эмблемами и головными уборами.

Александр ЖУКОВ: Лиха беда начало, но уверен, дальше будет лучше. Если военно-патриотическое воспитание станет государственной политикой, то все будет хорошо, если нет – то лучше и не начинать такие дела. Этим нужно заниматься не разово. В старших классах должны быть военруки, они необходимы. Пусть даже будут совмещать преподавание начально-военной подготовки с другими предметами, но это будет начало подготовки к армии. Начально-военная подготовка (НВП) – это не только разборка и сборка автомата, но и нормы ГТО, санитарная подготовка и многое другое.

Затем ребята демонстрировали свою силовую подготовку и выносливость в комплексных упражнениях на перекладине. Немного отдохнули физически, блеснув знаниями на теоретическом конкурсе. На одном дыхании разбирали и собирали автомат Калашникова. В комбинированном военно-спортивном марш-броске оказывали условно пострадавшему первую медицинскую помощь и эвакуировали его на носилках. На скорость надевали противогаз и поражали мишени из пневматической винтовки. Кидали учебную гранату и определяли азимут.

Матвей ЛОСКУТОВ, Кирилл ЛАПАЕВ и Кирилл ПОЛОВНИКОВ, ученики Романовской средней школы: Мы готовились к игре заранее. Считаем, что такие соревнования нужно проводить постоянно. Игра «Зарница» дает нам многое для подготовки к армии. У нас была загвоздка с разборкой и сборкой автомата. В нашей же школе даже не на чем тренироваться. Также мы считаем, что в школе просто необходим предмет начально-военной подготовки и лучше,  если его будет преподавать бывший военный. Нас даже не пугает, если к нам будут относиться строго и требовательно.

Пока изрядно уставшие участники первой усольской «Зарницы» XXI века обедали солдатской кашей, компетентное жюри подсчитывало набранные командами баллы. Ребят на этапах игры судили и помогали им: директор ДЮСШ «Лидер» Виктор Родионов, подполковник запаса Александр Жуков, директор ФОК «Стрижи» Александр Копелов, директор детского Дома творчества г. Усолье Александр Токарев, тренер-педагог Лариса Токарева, методист Ирина Чжан, медработник Людмила Падерина и методист РУО Людмила Найданова.

В итоге одержала победу команда средней образовательной школы № 20 п. Железнодорожный, 2-е и 3-е места с равным количеством баллов поделили Пыскорская и Романовская средние школы, 4-е место у Орлинской средней школы и завершила пятерку лидеров, заняв 5-е место, Усольская средняя общеобразовательная школа.

Тамара КИРИЛЛОВА: По поводу состоявшейся игры можно сказать, что, наконец-то, это свершилось. Думаю, я выражу этими словами мнение большинства. У нас существует школа безопасности, но она не может подменить «Зарницу». Здесь как нигде проявляются  чувство воли, упорство, стремление к победе и командное единство. В течение ряда лет я вынашивала идею возрождения игры. Но все время установки с регионального и федерального уровня как бы приостанавливали ее проведение, потому что были другие приоритеты. Но, к счастью, игра «Зарница» начала возрождаться на государственном уровне. Вот оно – колесо истории. Игры «Зарница» и «Орленок» в прошлом были традиционными. Формировали юных патриотов страны. Я очень рада, что эта игра состоялась в преддверии великого праздника 70-летия Победы.

После подведения итогов командирам команд-участниц вручили денежные сертификаты от организатора игры – районного управления образования.

Историческая справка

Зарница» родом из Пермского края

«Зарница» – пионерская военно-спортивная игра в СССР. Представляла собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. В ходе игры пионеры делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Игра являлась частью системы начально-военной подготовки школьников СССР.

Правила игры разработала Зоя Васильевна Кротова, учительница из села Мысы Краснокамского района Пермской области. 23 февраля 1964 года она провела первую игру совместно с военными. 10 января 1967 года «Пионерская правда» напечатала Приказ № 1 первого командующего игрой Героя Советского Союза, маршала Василия Ивановича Казакова. Своим Приказом он поставил задачу создать юношеские батальоны, обучить молодежь навыкам армейской жизни, а также воспитывать ее в духе любви к Родине и готовности противостоять любым врагам. В том же году прошел первый финал Всесоюзной «Зарницы» в Севастополе. В игре участвовали ученики 4-7 классов, отдыхавшие в пионерских лагерях. Подростки постарше играли в военно-спортивную игру «Орленок». Цель игры зависела от возраста играющих и заключалась, как от простого срывания бумажных погон с игроков другой команды, до самых настоящих военных учений с привлечением бронетехники, дымовых шашек и взрывпакетов. Часто игра «Зарница» проходила на территории воинских частей, и тогда план игры составлялся при участии кадровых военных.

Дмитрий КОРЯКИН

Дата публикации: 09.05.2014
Постоянная ссылка: http://xn----7sbbannnti3a6acuc2l2b.xn--p1ai/obshhestvo/uchit-rodine-sluzhit.html