Равные права и новые возможности

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы разработана Министерством труда России и Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с заинтересованными ведомствами, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года.

В последнее время в средствах массовой информации широко обсуждаются новая пенсионная реформа и положения проекта Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы. Она предполагает три этапа пенсионной реформы, по завершении которой пенсия будет формироваться по трехуровневой модели – трудовая (государственная) пенсия, корпоративная и частная (добровольная).

Основным же достоинством предложенной реформы является попытка увязать воедино все уровни пенсионной системы: солидарный, обязательный накопительный, корпоративные и частные добровольные накопления.

На первом этапе, в 2013-2015 годах, предполагается повышение тарифа для вредных производств, для самозанятого населения, увеличение периода выплаты пенсии с 2019 до 2021 года. Для самозанятого населения фиксированный страховой взнос будет рассчитан, исходя из двукратного минимального размера оплаты труда (в настоящее время это один минимальный размер оплаты труда). Дополнительный тариф страховых взносов для страхователей в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в список № 1 на 2013 год, – 4 процента, на 2014 – 6 процентов, на 2015 – 9 процентов, а в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенные в список № 2 и в «малые списки» на 2013, – 2%, на 2014 – 4%, на 2015 – 6%. Помимо этого предполагается сократить накопительный взнос с 6 до 2 процентных пунктов в пользу солидарной части, в которую поступят остальные 4%. Гражданам предоставят право выбора – все 6% оставить в солидарной части, либо направить 2% в накопительную.

На втором этапе, в 2016-2020 годах, предлагается стимулировать работников, выбравших отчисления в накопительную часть, доплачивать в накопления еще 2% от зарплаты самостоятельно.

На третьем этапе, который завершится в 2030 году, планируется расширить охват населения корпоративным пенсионным страхованием. Стратегия определяет и направления, и задачи по обеспечению развития в РФ пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны и соответствовать при этом международным стандартам.

По окончании реформы, как обещают ее разработчики, пенсия составит 40% от заработка – при условии получения средней зарплаты в течение 40 лет, а дефицит Пенсионного фонда сократится с 2 до 0,8% ВВП.

Причем данная Стратегия не содержит предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но любое решение, связанное с мотивацией более длительного труда с большей выгодой к пенсии, является справедливым. Человек, который трудится в течение своей жизни, должен иметь право заработать себе на достойную пенсию, и это справедливо. Если человек дольше трудится и, соответственно, больше зарабатывает, он имеет возможность больше отчислять в Пенсионный фонд.

Позаботиться нужно и об адекватном уровне страховой нагрузки на работодателя, с тарифом, единым для всех категорий страхователей. Отдельного обсуждения требует категория людей, которые досрочно выходят на пенсию. Таких граждан в нашей стране сотни тысяч. При этом должно идти повышение эффективности накопительной составляющей системы.

Основными задачами реформирования пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.

3 октября в отделе Пенсионного фонда РФ в Усольском районе состоялась видео пресс-конференция в режиме он-лайн для журналистов региональных СМИ. Заместитель министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов и Председатель Правления Пенсионным фондом РФ Антон Дроздов постарались раскрыть основные принципы нового реформирования и ответить на вопросы журналистов, вышедших на связь со всех уголков России, которые коснулись нововведений.

Что касается реализации Стратегии, то основными направлениями стали совершенствование тарифно-бюджетной политики, реформирование института досрочных пенсий, института накопительной составляющей пенсионной системы, развитие системы корпоративного пенсионного обеспечения, а также совершенствование формирования пенсионных прав.

Реализация Стратегии позволит обеспечить достойный уровень пенсий граждан на основе принципа социальной справедливости. В результате формируется понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную систему. В данном реформировании есть свои нюансы, но как будут обстоять дела в будущем – покажет время.

Эта тема будет обсуждаться на страницах «Усольской газеты» в следующих номерах. Ждем от наших читателей вопросы и комментарии на данную тему.

Ольга ЮШКОВА