Образование будет жить по-новому закону

Не успели утихнуть ожесточенные споры о Законе, касающемся одного из самых незащищенных слоев общества пенсионерах, как Правительство преподносит новый подарок – Закон «Об образовании в РФ». Попробуем разобраться, чем он отличается от предшественников.

Президент России Владимир Путин подписал Закон «Об образовании в РФ», который заменит два действующих базовых закона: «Об образовании», 1992 год и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», 1996 год. В документе прописываются нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессионально-начальное, среднее, высшее и дополнительное.

ГосДума приняла закон в третьем чтении 21 декабря, Совет Федерации одобрил его 26 декабря.

Закон устанавливает норму об обучении на государственном (русском языке) с возможностью получения образования на языках национальных Республик. Школьная форма, в соответствии с документом, будет вводиться по усмотрению администрации образовательных учреждений, а сельские школы не смогут закрывать без учета мнения жителей. Сохраняется ЕГЭ. Правительство России будет ежегодно представлять парламентариям доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публиковать его на сайте кабинета министров. В документе уточнены нормы, касающиеся реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Соответствующее решение допускается только на основании положительного заключения специальной комиссии по оценке последствий такого решения. Порядок создания комиссии и подготовка ее заключения будет устанавливать Правительство России.

Педагогические работники, проживающие в сельской местности или рабочих поселках, имеют право на компенсацию расходов на оплату ЖКХ, а также – если они проживали и проработали в селах не менее десяти календарных лет – на сохранение этих мер соцподдержки после выхода на пенсию.

Зарплата учителей не может быть ниже средней по экономике региона. Документом уточняется норма по оплате за проживание в студенческом общежитии. Ее размер будет определяться актами образовательных организаций с учетом мнений студенческих советов.

Плату за присмотр и уход за ребенком в детском саду будет устанавливать учредитель, которому дано право снижать ее размер или не взимать плату с отдельных категорий родителей. Стоимость пребывания ребенка в детском саду устанавливает муниципалитет.

В Законе сохранены и защищаются интересы ребенка. Будут создаваться комиссии по регулировке споров участников образовательных отношений. Такие комиссии нужны, чтобы рассматривать и регулировать отношения между родителями, учениками и учителями. Родители и ученики будут вправе подавать жалобу на учителя или директора школы в такую комиссию. В состав комиссии будут входить по 33% учителей, родителей и учеников. Впервые в Законе прописывается и уже вышел подзаконный акт «Порядок применения к обучающимся и снятие с обучающихся мер дисциплинарного взыскания». То есть ученики имеют не только право жаловаться, но и нести собственную ответственность. Этим вопросом будет заниматься тоже комиссия. Впервые в Законе прописана новая форма образования – дистанционное обучение. Если в школе нет педагога по какому-либо предмету, то этот предмет можно изучать дистанционно. Законом введено новое понятие «конфликт интересов педагогов школы». Например, педагогу запрещено заниматься с учеником на платной основе предметом, который он преподает этому же ученику на постоянной основе.

Впервые появится проект о стандартах дошкольного образования, рассматривающий его как самостоятельную ступень общего образования. В Законе защищены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья, что тоже сделано впервые. Также закон закрепляет гарантию обеспечения всех детей дошкольным образованием.

Закон вступает в силу 1 сентября 2013 года. За исключением Положений, для которых установлены иные сроки. Данный закон, как и многие другие, будет еще дорабатываться и дополняться.

Дмитрий НАДЕЖДИН

Дата публикации: 23.08.2013
Постоянная ссылка: http://xn----7sbbannnti3a6acuc2l2b.xn--p1ai/obshhestvo/obrazovanie-budet-zhit-po-novomu-zakonu.html