Коррупция под зорким оком прокуратуры

Международный день борьбы с коррупцией отмечается ежегодно 9 декабря, начиная с 2004 года. Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН. В этот день в 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Целью учреждения этого дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней.

Противодействие коррупции предполагает не только выявление и пресечение коррупционных преступлений, но и меры профилактики: обеспечение прозрачности доходов и расходов должностных лиц, урегулирование конфликта интересов на службе и др.

31 октября 2005 года принята «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции», в том же году ее подписала Российская Федерация, а ратифицировала в 2006 году. В связи с этим, был принят ряд антикоррупционных законов, первым и основным из которых является Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 2ТЗ-ФЗ «О противодействии коррупции». В Пермском крае также принят антикоррупционный пакет нормативных актов, в том числе Закон Пермского края от 30.12.2008 г. № 382- ПК «О противодействии коррупции в Пермском крае. Надзор за исполнением антикоррупционного законодательства на территории Усольского района Пермского края осуществляет прокуратура Усольского района.

Основная масса нарушений, выявляемых прокуратурой района связана с представлением чиновниками неполных и недостоверных сведений о доходах. Следует отметить, что во многом благодаря усилиям органов прокуратуры добросовестность служащих при декларировании доходов за последние годы существенно повысилась. И это не только благодаря внесенным представлениям, но и разъяснительной работе, которую ведет прокуратура на семинарах и встречах с коллективами органов власти.

Важной мерой профилактики коррупции является соблюдение должностными лицами ограничений и запретов (таких, как участие в предпринимательской деятельности), урегулирование ими конфликта интересов – ситуации, когда личные интересы могут повлиять на исполнение должностных обязанностей. Для урегулирования таких конфликтов в государственных и муниципальных органах созданы специальные комиссии, которые разбирают каждую ситуацию индивидуально и решают, какие меры нужно принять, чтобы конфликт был исчерпан.

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в качестве правовых и организационных основ предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений закреплена обязанность организации (независимо от форм собственности) разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

В ходе проводимых прокуратурой района проверок от руководителей организаций (независимо от форм собственности) потребовано обязательное и неукоснительное исполнение требований законодательства в части разработки и принятия мер по предупреждению коррупции.

Относительно новым направлением работы прокуроров является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Она проводится в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» со 2 августа 2009 года.

Смысл этой работы – выявление пробелов и противоречий в законодательстве, которые должностное лицо может использовать в коррупционных целях (например, возможность при одних и тех же обстоятельствах принимать разные решения, неопределенность сроков и условий принятия решений). Сложность антикоррупционной экспертизы в том, что коррупциогенный акт может формально быть законным, по при его применении возможны злоупотребления. И возможность этих злоупотреблений необходимо свести к минимуму.

Ежегодно прокуратурой района выявляются коррупционные нормативные правовые акты района и поселений. Например, по требованию прокуроров из нормативных актов исключаются завышенные требования к гражданам и организациям (истребование с них излишних документов, «открытые» перечни документов, необходимых для решения вопроса, что позволяет чиновнику с разных лиц требовать разные документы), использование формулировок «вправе», «возможно» разрешение чиновникам действовать «по необходимости».

Прокуратура не только надзирает за исполнением антикоррупционного законодательства, но и координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупционными правонарушениями. Формы координации используются самые разнообразные – от проведения координационных совещаний (председателем координационного совещания руководителей правоохранительных органов Усольского района является прокурор района В. С. Расторгуев) до совместных целевых проверок с правоохранительными органами, прокуратурой района осуществляется систематическое взаимодействие с органами местного самоуправления района и поселений района.

В прокуратуре района с 2008 года функционирует постоянно действующая межведомственная рабочая группа по выполнению мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции. В группу входят представители правоохранительных и контрольных органов.

За последние 3 года по результатам прокурорских проверок за нарушения антикоррупционного законодательства к дисциплинарной ответственности привлечено 44 должностных лица, выявлено 17 нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления района, противоречащих требованиям законодательства о противодействии коррупции, возбуждено 4 уголовных дела коррупционной направленности. Вступили в силу приговоры в отношении 3 должностных лиц, признанных виновными в совершении коррупционных преступлений. Среди них глава администрации Троицкого сельского поселения, руководитель органа местного самоуправления Усольского района, руководитель муниципального казенного предприятия. В настоящее время правоохранительными органами расследуется уголовное дело коррупционной направленности в отношении бывшего главы одного из сельских поселений Усольского района.

Работа в данном направлении является приоритетной, осуществляется прокуратурой района на постоянной основе.

Противодействие коррупции в органах местного самоуправления в Усольском районе

В 2008 году принят Федеральный закон «О противодействии коррупции». Одним из эффективных механизмов противодействия коррупции является формирование и проведение антикоррупционной политики в органах местного самоуправления.

Так, в администрации Усольского района ведется определенная работа в данном направлении:

принята муниципальная программа противодействия коррупции на 2014-2016 годы;

утвержден Перечень должностей муниципальной службы, связанных с коррупционными рисками, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

создана в 2011 году комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении муниципальных служащих органов местного самоуправления, на которой рассматриваются такие вопросы, как представление муниципальными служащими недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о несоблюдении муниципальными служащими требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов – проведено 3 заседания за весь период;

с начала 2011 года проходят антикоррупционную экспертизу проекты муниципальных нормативных правовых актов (НПА), в 2014 году проведена экспертиза 36 НПА;

в 2011 году утвержден Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Усольского района;

постоянно осуществляется контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств Усольского района.

Администрация Усольского района осуществляет деятельность по приобретению товаров, выполнению работ, оказанию услуг в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Основными принципами данного Федерального закона являются:

  • открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок;
  • обеспечение конкуренции;
  • профессионализм заказчиков;
  • стимулирование инноваций;
  • единство контрактной системы в сфере закупок;
  • ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с этими принципами в администрации района проведено обучение специалистов, осуществляющих работу по реализации Федерального закона, в целях осуществления прозрачности закупок создана единая комиссия по осуществлению закупок, для проверки качества выполненных работ создана приемочная комиссия. Информация о всех отборах поставщиков, подрядчиков, исполнителей на поставку товаров, работ, услуг, проводимых конкурентными способами, для нужд администрации района размещается на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Елена ПРОСКУРЯКОВА, старший помощник прокурора района