Чем дышит искусство?

Современное и актуальное искусство. В чем различие их и в чем единое зерно? Что наиболее воспринято и необходимо для утоления духовно эстетических потребностей сегодняшних зрителей и творцов? Соответствуют ли желания одних запросам других? Возможен ли этот комромисс в современном искусстве, между художником и аудиторией? И есть ли тот путь, способный как золотое сечение в искусстве привести к гармонии вкуса и его отражения в художественных произведениях современности?

Ответы на эти вопросы попытались найти участники «круглого стола», который состоялся в музее «Палаты Строгановых» 9 февраля. Художники, скульпторы, искусствоведы, студенты и приглашенная на диалог из столицы Ирина Сосновская, исполнительный редактор журнала Российской академии художеств «ACADEMIA», исполнительный редактор журнала Московского музея современного искусства «Диалог искусств» взяли за основу обсуждения живопись.

Наиболее яркое представление об этой ситуации может дать живопись как культурное явление. Мы традиционно представляем себе основы этого вида искусства. Нам это знакомо и близко с детства. Те же уроки в школе давали нам элементарные знания о живописи. Репродукции в учебниках, выставки. С детства знакомы с именами художников. Но в последнее время общественное внимание захвачено более радикальными и зрелищными художественными практиками.

Станислав ХОРОБРЫХ, директор музея «Палаты Строгановых», автор международных проектов: Среди всех изобразительных дисциплин именно живопись чутко отражает перемены в искусстве и жизни. Ее простота, опыт, пластическое богатство и огромный историко-культурный багаж обеспечили ей эту роль. С одной стороны, живопись позволила себе удовольствие свободно играть, с другой – сохранить консервативность традиций. На фоне ярких массмедийных событий в актуальном искусстве, живопись сегодня творится скромно, имея едва ли не исключительно региональное значение. Однако отстраненность от сомнительных глобальных процессов можно понимать и как серьезное сущностное своеобразие, как стремление сберечь культурную память в качестве основы художественного развития.

По словам выступающих на «круглом столе», именно регионы поддерживают искусство, и живопись в том числе, на должном уровне. Сейчас интересны те проекты, которые создаются на местах. В городах проходят выставки, которые на десятилетия опережают столичные музейные практики. И Пермскому краю тоже есть чем гордится, яркий пример, музей «Палаты Строгановых». Сейчас в его залах представлена выставка «Живопись двух столиц» художников из Москвы и Санкт-Петербурга.

Живопись сейчас не является хедлайнером культурных новостных программ, она не актуальна, не современна в плане соответствия нынешним ожиданиям. Но, вероятно, как раз в этом ее привлекательность, очарование для тех, кто занимается ею, для кого живопись – естественная форма творческого существования, размышления о мире и месте человека в нем.

Ирина СОСНОВСКАЯ, исполнительный редактор журнала Российской академии художеств «ACADEMIA», исполнительный редактор журнала Московского музея современного искусства «Диалог искусств»: Живопись это тот вид искусства, в котором мы можем говорить не только о фактурности и нюансах цвета, но еще и о какой-то особой энергетике, которая возникает именно от общения с произведением и художником в процессе работы, и зрителем в дальнейшем. С одной стороны – это возможность мгновенно схватить весь образ, произведение в целом, а с другой – возможность такого медитативного созерцания работы, когда мы говорим об остановившемся, замороженном времени и соединение его в одно произведение. Мы в живописи имеем возможность сразу увидеть все пространство зала, посмотреть, как работают и взаимодействуют разные произведения.

В ряд с живописью традиционной встает и современная, например, цифровая. На межрегиональной выставке «Красные ворота» в Саратове художник Константин Худяков и его команда получили премию за инновационность. Усольчане с работами знаменитого художника уже знакомы. В «Палатах Строгановых» представлен проект «Предстояние/deisis». Проект смоделирован из 25 вполне самостоятельных произведений изобразительного искусства, созданных при помощи электронных программ. Жанр: психологические портреты – реконструкции персонажей сакральной истории.

А для кого современное искусство, если даже профессионалы не все его понимают? Ирина Сосновская резюмировала, если человеку интересно как искусство отражало жизнь сто лет назад, то ему не интересно, что происходит сейчас, а если ему важно понять, как современное искусство выражается, и что соответствует тому моменту, в котором он живет, тогда современное искусство ему будет интересно и понятно.

Марина СОБЯНИНА, Елена КОНОСОВА

Дата публикации: 22.02.2013
Постоянная ссылка: http://xn----7sbbannnti3a6acuc2l2b.xn--p1ai/obshhestvo/chem-dyshit-iskusstvo.html