Почему мы плачем, или Откуда берутся слезы…

Не знаю как вы, но я, даже не вдумывался, почему появившиеся на свет младенцы кричат. Оказывается, причина физиологическая, довольно серьезная, и акушеры неспроста трясут молчащих малышек и похлопывают их, доводя до крика.

Когда ребенок появляется на свет и делает первый вдох, его легкие разворачиваются, и он чувствует сильную боль, плюс световой удар по глазкам и выход из теплого и уютного места в холодный, незнакомый мир с разницей температуры в 10-15 градусов. Я узнал эту новую для себя информацию не на лекции по акушерству, а от ученицы четвертого класса школы № 20. Участница 18-го районного конкурса исследовательских работ учащихся Алла Лапшина включила ее в свое исследование – «Откуда берутся слезы».

Конкурс, нацеленный на развитие у школьников навыков самостоятельного мышления, формирование собственного мнения и умение защищать свои исследовательские работы, прошел в Доме детского творчества в первой декаде марта. 8 исследовательских работ были представлены на естественно-математической секции, по 7 – на краеведческой и социально-гуманитарной. Защищали их ученица усольской школы, трое учащихся из Романово, шесть учеников 20-й школы и семь школьников из Орла. Исследования интересные, а порой и очень глубокие. На последней секции, самая юная участница, Алла Лапшина, точно подметившая, что мало, кто из нас задавался вопросом: откуда берутся слезы и почему мы плачем, рассказала об этой необычной жидкости, появляющейся на наших глазах.

Ученица 4 класса школы Орла Катя Васечкина в исследовании «Спасибо деду за Победу» отметила, что 70% учеников младших классов не знают, воевали ли их родственники, лишь 13% знают, а 11% только знают, что воевали. «К сожалению, мы стали забывать о подвигах наших прадедов и дедов, о людях, живущих рядом с нами, и даже историю своей семьи. В той кровавой войне каждый солдат, беспощадно бивший врага, уже становился героем. Такими солдатами были мой прадедушка и прадеды моих одноклассников», – проникновенно поведала Екатерина о прадедах, отвоевавших наше право на жизнь.

А я задумался, неужели мы, взрослые, упускаем воспитание целого поколения и на них прервется память о той жуткой трагедии и величайшей победе наших предков. Жюри отметили исследования Кати Васечкиной о трех земляках-фронтовиках и предложили все собранные материалы передать в школьный виртуальный музей, чтобы работа продолжилась.

Задуматься о возрождении давно забытого меня подвигла победитель социально-гуманитарной секции десятиклассница первой школы Александра Агишева. Она рассказала, что до строительства Камской ГЭС в Усолье было два санатория, один из них, соленые ванны, носил всероссийский статус. Санаторий открылся в 20-е годы прошлого века на собственных минеральных источниках. В 1941 году в санатории организовали госпиталь. Александра узнала, по рассказам местных жителей, что раненые, принесенные в госпиталь на носилках, после выписки по традиции должны были сплясать на мосту. И они это делали. После войны санаторий лечил порядка 700 человек в год, но в связи с пуском Камской ГЭС санаторий закрыли. Александра задалась вопросом, где недорого и неподалеку могут поправить свое здоровье ее бабушка и дедушка. Если наш город по перспективному плану развития планируют сделать центром туризма и отдыха, то почему бы не возродить санаторий, предположила школьница. Тем более, по соседству два города с химической промышленностью и Усолье могло бы предоставить им санаторное лечение. Основываясь на исследовании Александры, то есть экономических расчетах и социальной потребности, можно утверждать, что создание лечебно-профилактического санатория в Усолье не только нужно, но и возможно.

Жюри оценило работу Саши и ее педагога Екатерины Ширихановой, предложив школьнице доследовать: найти в Усолье, где находились сероводородные и грязевые источники и возможно ли их сегодня возродить.

Интересны исследования других ребят: о появлении в России чая, «Золотом сечении» – древнем законе божественной пропорции, и том, что красоту человека можно вычислить с помощью формул и уравнений. Жюри определяли сильнейшие работы. По мнению профессионалов, в естественно-математической и краеведческой секциях более глубокие и аналитические исследования представили девятиклассник из Пыскора Арсений Шумилов и семиклассница из Орла Анна Клыкова.

Арсений с педагогом Надеждой Юговой исследовали современное экологическое состояние реки Нижняя Пыскорка и представили глубокий научный труд: с фотографиями, множеством таблиц о состоянии реки и даже подробной картой отбора проб. Исследовав современное экологическое положение Нижней Пыскорки, Арсений сделал вывод, что последние десятилетия степень воздействия человека и его деятельности на природу водоема возрастает. А многие экосистемы нарушены из-за безразличного отношения людей к природной среде.

Анна Клыкова, учащаяся 7 класса орлинской школы, с педагогом Ольгой Зыряновой познакомили с путеводителем по Орлу-городку. В красочной брошюре, иллюстрированной фотографиями, Анна позиционирует родной Орел, как одно из наиболее привлекательных для туризма поселений Пермского края.

В завершение жюри вручило победителям дипломы и денежные сертификаты. Многие работы приятно слушать, были раскрыты новые и интересные темы и есть заметный рост уровня участников. Было отмечено, что масса исследований патриотично связана с Пермским краем. Члены жюри пожелали участникам уделять больше внимания самому исследованию, знать методики или создавать свои, и в этом будет новизна. Самое главное, понимать, что проведенная работа необходима в первую очередь для самого школьника.

Дмитрий КОРЯКИН