Великая сила искусства

Еще весной Усольский музей «Палаты Строгановых» начал возрождение сада на территории Господского дома. Разрабатывается проект, который предусматривает возвращение этой части острова былого изящества. В числе ландшафтных элементов, украшающих территорию, будет бюст Андрея Никифоровича Воронихина, известного русского архитектора, уроженца Усолья. Скульптор Юрий Иванович Устинов уже приступил к работе.

Выходец из Строгановских крепостных Андрей Воронихин является автором архитектурных произведений, прославивших на весь мир Россию. В числе их Казанский собор в Санкт-Петербурге и Никольский храм в Усолье. Первые уроки красоты Андрей Воронихин получил здесь, на Камских берегах. Став архитектором, вернулся сюда для новых впечатлений. Может быть, в этот самый момент, в его мыслях возник образ величавого в своей простоте собора, изящного формами и вписанного, как будто его создала сама природа, в существующий ландшафт.

Можно долго размышлять, создавая зримые и незримые модели, постигая силу художественного произведения, но так и не разгадать ее природу. В жизни великого мастера до сих пор много закрытых страниц. Чем меньше известно об имени, тем больший интерес оно вызывает. Влечет к себе через свой талант и свое творчество. Художественное воплощение Никольского храма оригинально во всех деталях – от композиции до мельчайших элементов интерьера.

Впервые Никольский собор Юра Устинов увидел, когда был мальчишкой. Приезжал ловить рыбу на камские разливы. Через всю Каму стремился именно сюда, где в воде поблекшим ликом утопали своды великого. Храм был полуразрушен. Но даже в таком виде, как обнищавший русский аристократ, не утратил своего достоинства.

Вернувшись в свой город уже признанным скульптором, Юрий снова встретился с Никольским собором. И приступил к познанию этой невероятной силы притяжения красоты с образа мастера, создавшего ее.

В 1995 году Юрий Иванович Устинов начинает создавать бюст с портрета Андрея Никифоровича Воронихина, написанного при жизни архитектора неизвестным художником. На бюст ушел ровно год. Юрий Иванович скрупулезно вытачивал из глины штрих за штрихом, ориентируясь на свое природное чутье человеческой сути и свои, еще в детстве проникнувшие в душу ощущения, когда долгими часами смотрел на храм. И Воронихин снова вернулся в свою родовую обитель, в Усолье.

К 2012 году Никольский храм отреставрировали. Восстановили купол и шпиль на колокольне, установили часы с курантами. Обновили стены. Сейчас памятник в стиле русского классицизма, воздвигнутый на средства Строгановых по проекту Воронихина как храм-памятник Отечественной войне 1812 года, сияет во всей красе.

Тот глиняный бюст Андрея Воронихина стоит в Палатах Строгановых, рядом с портретами графов Строгановых, увидевшего в сыне своего крепостного незаурядные задатки и талант. Теперь они, как добрые знакомые, стремительный во взгляде зодчий с сильным волевым характером и очень вдумчивый, видящий через столетия, и современный скульптор, ваяющий через глину, бронзу и мрамор настоящее, человеческое. В мастерской у него хорошая компания. Рядом с рождающимся Воронихиным улыбается сквозь солнце поэт Алексей Решетов. За эту работу Юрий Иванович получил благодарность Российской Академии Союза художников, подписанную Зурабом Церетели.

Елена КОНОСОВА