Сохранить для грядущего

Красота хрупка. Даже если она из камня. Во фразе «красота спасет мир» заложен принцип человеческого предназначения. Разве мы не спасаем себя, сохраняя и оберегая красоту природы, архитектуры, того, что способно пробудить в человеке прекрасное.

Почти три века назад на берегу Камы из красного кирпича в стиле московского барокко вознесся архитектурный ансамбль «Усолье Строгановское». Время неумолимо. И эпохи не щадят созданное предшественниками, диктуя свои правила настоящему, порой безжалостно разрушая прошлое. Если не пытаться сохранить, то можно потерять великое наследие, часть своей культуры, свою духовность.

7 июля в Усолье на Строгановском острове начала работу Международная школа архитекторов под руководством доктора архитектуры, профессора Университета Павии (Италия) Сандро Парринелло, соруководителем школы с российской стороны выступила доктор технических наук, профессор ПНИПУ Светлана Валентиновна Максимова. Цель совместного проекта кафедры «Архитектуры и урбанистики» Пермского государственного национально-исследовательского педагогического университета и Итальянского университета Павии – определить подходы к сохранению Строгановского архитектурного ансамбля.

Подготовка к форуму началась задолго до июля. Внушающего вида сканеры пронзали  лазером полутораметровые стены Строгановских Палат, сорокадевятиметровой высоты Соборной колокольни, определяя «диагнозы» и «хронические болезни» своих каменных пациентов.

Сандро Парринелло разработал систему, которая позволяет составить характеристику объекта по 55 параметрам, что  позволяет узнать, каким изменениям подвергалось здание в разные эпохи. Для итальянского профессора важна каждая деталь строения – его облика, места в ландшафте и в истории.

Пять дней архитекторы и студенты ВУЗов Италии, России, Египта создавали  свои картины сохранения архитектурного Строгановского наследия, чтобы оно не исчезло в грядущих веках.

На открытии глава администрации Усольского района Валерий Чистяков поблагодарил участников Международной школы из трех стран – России, Италии, Египта – за проявленный интерес к нашему историческому наследию и сформулировал ряд предложений по дальнейшему сотрудничеству, которые касались Соборной колокольни и Петропавловского храма в Тамане.

Программа пяти дней была  настолько насыщенной, что день плавно перетекал в ночь, а архитекторы, не замечая смены суток, потому как и ночи здесь, как день, белые в это время, делали зарисовки, сканировали, создавали чертежи и описания зданий, находящихся на Строгановском   острове. Профессор разбил тридцать своих учеников на три группы. Каждая работала над своим проектом.

В один из дней совершили поездку в Орел и Таман.

– Oh mio Dio! – тихо воскликнул итальянский архитектор, увидев многоступенчатый из красного кирпича старинный храм в Тамане, возведенный за пять лет до революции 1917 года в русско-византийском стиле по проекту известного уральского архитектора  Александра Турчевича.

Ноги утопали в высокой траве. Виктор Александрович Цыпуштанов, искусствовед «Палат Строгановых», как Нестор летописец, уже полвека собирает по крупицам все, что связано с историей храмового зодчества севера Пермского края. Тихим голосом, как песнь, поведал о легендах села, о купце, усыпальнице, которую разграбили в 80-х прошлого века.

Рядом с храмом за старинным, с резными наличниками, домом ветхое строение похожее на сарай. Там мужчина пилил дрова. Спросила, как попасть внутрь храма. Он ответил:

– Просто уберите от двери бревно.

Двери скрипнули, и мы оказались в пространстве, пронизанном солнечными лучами, которые били как стрелы сквозь время в маленькие оконца во внутренней верхушке храма. Со стен, словно окропленные пылью, всматривались в нас святые лики.

Почти два часа мы были в Тамане. И все это время участники школы делали зарисовки, изучали  фрески, внутреннее и внешнее архитектурное убранство храма. Перед отъездом Сандро Парринелло сказал: «Надо на следующий год посвятить Таману гораздо больше времени».

В субботу,  11 июля, студенты летней школы в Каретной Палат, где развернулся на время их учебный «корпус», защищали свои проекты. Уставшие, переработавшие кипы материалов, просканировавшие лазером тысячи вековых кирпичей, сделавшие сотни зарисовок с каменной натуры, создавшие на английском и русском языках десятки схем и планов, прониклись глубоко в проблему и каждый сделал свое, что-то очень важное в миссии уберечь от разрушения великое наследие. Каждому, вручая сертификат об окончании школы, Сандро Парринелло говорил спасибо. И мы говорим спасибо – профессора, организаторы, молодые архитекторы, взявшие под крыло историко-архитектурный комплекс «Усолье Строгановское».

Усолье расширяет границы

В «Строгановских Палатах» появился «След синего». Выставка столичного  скульптора Александра Ворохоба стала первым шагом в реализации Соглашения о сотрудничестве и культурном обмене, которое подписал  глава  администрации Усольского района Валерий Чистяков с Центром современного искусства г. Москва.  Это  второе Соглашение после подписанного три года назад с институтом Словацкого искусства. Безусловно, такие проекты позволяют расширить возможности культурных связей. Благодаря им жители  Усольского района и  всего Пермского края могут видеть произведения  живописи, скульптуры и прикладного искусства известных и начинающих мастеров России и других стран.

На выставке «След синего» вы увидите экспонаты из дерева, стали, бронзы. Синий у Александра Ворохоба, как цвет вечно бегущей реки, неба. Цвет зовущий к покорению новых пространств и познания глубины своей души.

– Чем больше образов и связанных с ними явлений увидит в моих скульптурах зритель, значит, тем ярче я выразил себя как художник. Мои работы ориентированы на мыслящего зрителя, – такую аннотацию дал к «Следу синего» Александр Ворохоб.

Деревянные «Купальщицы», бронзовый «Гребец», стальной «Рыбак» очень гармонично вписываются в выставочные залы музея «Палаты Строгановых», стоящих у самой кромки Камы.

Елена АНФИМОВА