Широкая Масленица

Масленица. Маслена – честная, веселая, широкая Масленица – это неделя перед Великим постом, который длится семь недель до Пасхи (т.е. 8-я неделя до Пасхи), традиционно связано с проводами зимы и встречей Весны. Празднование Масленицы в прошлом  занимало неделю. И было насыщено различными обрядами во имя урожая и благополучия семьи. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, ведь Масленичная неделя у нас – обычная рабочая неделя. Но узнать о них будет многим интересно и познавательно, а старшему поколению – вспомнить. Ведь Масленица – это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и в трактирах, и прямо на улице.  В Масленицу долг каждого человека – помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены были все масленичные вековые традиции.

О том, что исчезло навсегда

Иван Сергеевич Шмелев в своей книге «Лето Господне» вспоминает об одной навсегда исчезнувшей масляничной затее: «…Масленица… «Я и теперь чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, – звоны, вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую, снежную дорогу, уже замасливающуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольчиках и бубенцах с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось» Масленица?» Масленица – это праздник чревоугодия. По красоте, по поэтичности, по традициям и озорству – один из самых продолжительных, веселых и любимых предвесенних праздников в канун Великого поста. Наконец, Масленицу называют тризной по умершей зиме-стуже. Россия – страна зимняя, холодная, а тем более Урал-Батюшка. Вот почему проводы зимы всегда праздник. Люди, забывая про холода, бесконечные зимние ночи, про тоску и печаль, пекли румяные и горячие, как само солнце, блины, пили различный сбитень на меду и веселились от души.

Ой, Масленица, протянись! За белую березу зацепись! Сказали: Масленице семь годков, а нашей Масленице семь деньков.

Каждый день Масленицы имеет свое название, свои собственные определенные действия, правила поведения и обряды.

Первый день (Понедельник) – встреча Масленицы

К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы для сладких яств. Дети устраивали снежные городки, горки, катались до упаду, а еще ходили по домам и кричали: «Встречайте Масленицу! Подайте на Масленицу жирный блин, а на Великий пост редьки хвост». Затем дети с горы зазывали Масленицу: «Ой, Масленица-кривошейка, состричаем тебя хорошенько! Сыром, маслом, калачом и горячим блином». Куклу-Масленицу делали всем миром из соломы и наряжали в складчину. Сажали в санки и везли по селу. Встречая Масленицу, дети кричали приветствие: «Приехала Масленица тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка».

Второй день (вторник) – заигрыш, или заигрышный

В этот день начинались игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки. Самое любимое дело было на Масленицу – кататься на корежках-досках, залитых водой и замороженных на холоде. Для катания на корежках выстраивали на крутом берегу катушку из толстых бревен и жердей. У такой катушки «бег»-«разбег» был до 300 метров, чтобы дух при катании захватывало. Катушка уходила далеко по Каме реке, катались парами. Особой забавой было кататься на санном поезде. Сцепят ребята веревками десяток саней, вереницей или просто зацепятся друг за друга и вперед по ледяной катушке. Тут тоже нужно было смелость и сноровку проявить. А в народе говаривали: «Ккто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный-длинный и масло хорошо сбиваться». Вот ребята и старались.

Третий день (среда)  – лакомка «сладкоежка»

В этот день люди лакомились блинами и другими масляничными яствами. Именно русские блины были символом праздника, солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей.  Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста. Они пеклись с начинкой и без нее. Большие и маленькие, тонкие и наоборот. Каждая хозяйка имела свой, переданный ей матерью или бабушкой, рецепт и держала его в секрете, чтобы потом передать, в свою очередь, дочери. Блины – поминальное кушанье и первый блин, испеченный на Масленице, – за упокой «для душ родительских», его клали на окошко или отдавали нищим, чтобы они помянули усопших. Блины на Масленицу пекут каждый день Масляной недели, в первый – блинища, второй – блины, в третий – блинцы, в четвертый – блинчики, в пятый – блинки, в шестой – блиночки, в седьмой – царские блины. При этом говаривали: «Что есть в печи, все на стол мечи». Лакомились блинами все – от мала, до велика с различными начинками и приправами: с вареньем и медом, со сметаной и рыбной икрой и т.д. Непременно блинами угощали соседей.

Четвертый день (четверг) – разгул, перелом.

Его еще называли «широкий четверг», или разгуляй четверг

На этот день приходилась середина масляничной гульбы. В этот день гуляли с утра до вечера. Пели песни, частушки, плясали под гармонь, водили хороводы. Девушки и парни приглядывались друг к другу, выбирая себе пару. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катания на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке) вокруг села, деревни, города.Главное мужское дело в этот день оборона и взятие снежного городка. Этот обычай был широко распространен в Сибири и на Урале. Более суровое мужское развлечение – кулачные бои на Каме.

Пятый день (пятница) – «тещины вечерки», или гостевой день

В гостевой день говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещу угощают на масляную зятьки». В этот день устраиваются смотрины молодой семьи. На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. В старину зять был обязан с вечера среды лично пригласить тещу, а потом утром в четверг, присылал нарядных зватых. Чем больше зватых, тем больше теще почестей и уважения. И тогда зять приглашался к теще на блины.

У Масленицы есть еще одна особенность – она была в некотором роде продолжением семейных, в том числе свадебных обрядов. Конечно, в каждой местности имелись свои особенности. На севере Урала, когда молодожены ездили к теще на блины, то первое, что они должны были увидеть, – это сидящую на коньке тещиного дома куклу-Масленицу: считалось, что эта кукла способна повлиять на скорое появление потомства. А также ей приписывались благополучные свойства влияния на ладную семейную жизнь. Последний день Масленицы куклы сжигали в печи, либо разрывали на части и бросали во двор скоту, – с твердым убеждением, что это действо обеспечит плодовитость и домашних животных. Одним из распространенных обычаев было кататься молодоженам с ледяной горы. Каждый муж обязан был прокатить свою молодую жену с горки, а потом обязательно на тройке.

Шестой день (суббота) – «золовкины посиделки»

На золовкины посиделки молодая невестка приглашала сестер мужа к себе. Новобрачная обязана была одарить своих золовок подарками, яствами и, конечно же, блинами. Масленице предшествовал мясоед – период свадеб. 70 процентов свадеб, в прежние времена, приходились на осенний и зимний мясоеды. В Масляничную неделю окончательно устанавливались родственные, семейные отношения между молодоженами и их близкими. Суббота также объявлялась родительской. Поминание родителей, хоронение зимы – эти обряды заповеданы нам еще с языческих времен.

Седьмой день (воскресенье) – прощеный день, прощания, проводы, целовник

В этот день до самого вечера на санках с гор катались, блинами объедались. Веселились и говаривали: «Мол, и льны-то будут долгими, крепкими, и дня-то горе никогда уже не окорнает – за долгое катание с масляничных гор». Масленица уже постарела, похудела, напоследок отмечали ее проводы. В этот день с утра у детей забота – снеговую бабу слепить, в санки усадить, да с обледенелой горы, как можно дальше скатить! Прощай, Масленица! Прощай голубушка! Пересмешница! В этот день после утренней службы в храме все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сними с меня вину» или «Прости,  если что не ладно было», «Прости меня грешного на Великий пост». Прощение заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощение между домашними было после ужина перед сном. Дети просили прощения у своих родителей за все огорчения, им доставленные. Ввечеру чучело Масленицы окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали.

Городская культура внесла в празднование Масленицы карнавальный элемент. Устраивались карнавальные поезда со скоморохами, медведями, музыкантами, ряжеными, балаганным театрами, но главным лицом на протяжении  всей недели оставалась госпожа Масленица. Вот так, исстари, весело, карнавально, с выдумкой, с обильным угощением и сердечным всепрощением провожал народ зиму, встречал весну. Словно желал отгуляться и отвеселиться на весь Великий пост.

Галина СИЛАНТЬЕВА