Незатейливый узор

Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю.

Дом – это крепость, веровали наши предки. В него могла проникнуть всякая нечисть только через окна или двери. Поэтому на оконных и дверных наличниках начали рисовать знаки-обереги, Хранительницу очага, Заступницу и т.п. В самом начале это были, по всей видимости, просто рисунки. Затем люди стали вырезать знаки-обереги из того, что было рядом и много, – дерева. Здесь мастерство русского народа проявилось в полной мере. Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Резьба стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчетливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приемов выполнения различных видов резьбы. Академик Б. А. Рыбаков в своей книге «Язычество Древней Руси» назвал домовую резьбу «овеществленными заговорами», возникшими в недрах славянского язычества и перенесенными через века в наши дни. Узоры эти, не просто фантазия мастеров, а символика, призванная защитить дом от вторжения зла и темных сил. Вход в дом, окно, углы дома, крыша – самые уязвимые места для ветра и зла. На защитные доски в таких местах и стали наносить сакральные знаки. Язык этих таинственных древних знаков теперь понимают только этнографы да реставраторы, археологи и художники. Но постепенное вырождение традиций началось еще раньше – даже многие мастера, которые резали по дереву уже в XIX веке, лишь бессознательно копировали старые образцы.

А ведь в резных узорах можно увидеть весь мир древнего человека, как он его понимал. Дуга, полукруг – это радуга. Славяне верили, что радуга служила мостом между землей и небом, от согласного существования которых зависело благосостояние и даже жизнь человека. Главенствующая роль в общей композиции отводилась наличнику. Именно на наличнике сосредоточено большинство резных элементов, которые встречаются в украшении фасада дома. Ведь окно это не только окно в мир, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него, на жизнь внутри жилища и сглазить тех, кого удастся увидеть в окно.

Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах. Иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать – центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.

В России и сегодня сохранилось много домов, впечатляющих деревянными узорами на оконных наличниках. Вспоминается поездка в Городец, компактный, уютный, разноцветный, гостеприимный город. Дома словно из сказки – синие, зеленые, розовые, желтые, красные, фиолетовые, белые, словно радуга с небес разлилась на этот город. Резные наличники, расписные ставенки, а ворота – это просто чудо.

Хранят мастера свое ремесло и передают из поколения в поколение, от мастера к мастеру, и по сей день редкий дом с резными наличниками оставит кого-то равнодушным.

И у нас тоже есть много красивых домов, они находятся в разных уголках нашего города, кто умеет смотреть, тот, конечно же, заметит, как мастера украшали и украшают свои дома. На протяжении всей своей многовековой истории Усолье был преимущественно деревянным городом. Мастера умело превращали дома в произведение искусств, таких домов было немного и стояли в основном возле церквей, чтобы поддержать гармонию души, природы и архитектуры. В нынешнем Усолье таких домов немного и они по-прежнему радуют прохожих, ну и, конечно, украшают пространство присутствия человека.

В 19 веке в селе Новое Усолье каменных домов было немного, в основном были деревянные строения. Уже тогда накапливался опыт, формировались вековые традиции как в возведении деревянных жилых домов, так и в их декоративной отделке. К сожалению, большинство деревянных домов по разным причинам не сохранилось: дерево – недолговечный материал и, поэтому большинство домов были разобраны из-за ветхости, городские пожары уничтожили большую часть строений и имущество жителей. Упомянутая летопись перечисляет пожары, бывшие в этом громадном селении. Так, в 1737 г. с 15 человеческими жертвами, в 1749 г. сгорело 500 домов, в 1753, 1768, 1775 гг., в 1809 г., когда сгорело 1 085 обывательских домов, в 1843 сгорели все заводские сооружения, дрова, готовая соль, церковь и 424 обывательских дома с 4 человеческими жертвами.

При запуске Камского водохранилища не все жители успели разобрать и перевезти свои жилища на сегодняшнюю территорию г. Усолье.

Значительная часть деревянной архитектуры, перевезенной из заповедной территории Усолья и сохранившаяся до нашего времени, датируется концом 19 и началом 20 веков. Деревянное декорирование домов в Усолье не носило широкий, массовый характер, это явление не составляло важную часть нашей истории и народной культуры. Но и сегодня мы можем видеть и любоваться ажурными узорами, украшающими окна домов увлеченных жителей, в разных уголках Усолья. Есть такие мастера, которым хочется увеличить пространство красоты нашего города, но учитывают ли они значение каждого узора? Много домов с кружевными узорами находятся и в Березовке, Орле, Пыскоре и др.)

Украшались не только жилые здания. На территории Усольской ЦРБ стоит деревянное здание земской больницы, построенное по типовому проекту (такой же проект больницы был у Содового завода), на средства Соликамского Земского собрания, датируется 1905-1910 гг. Первый земский врач Мария Ивановна Торопова была организатором всего процесса работы данного объекта. Но на сегодняшний день имя Марии Ивановны Тороповой никак не увековечено. Если посчитать, то на сегодняшний день этому памятнику деревянной архитектуры 108 лет, до 2018 года оно служило для человека. Сейчас у него заколочены окна. Какая судьба его ждет?

Наверное, нельзя превратить всю страну в одни сплошные Кижи. Есть путь в бессмертие для деревянной резьбы: сохранить мастерство, опыт, приемы резьбы, научить молодых резать по дереву.
Это в традициях русских – строить из дерева, резать кружева по дереву, украшать свои дома резными наличниками, крылечками. Мы многое растеряли в лихолетье. Но время отделило главное, от второстепенного, чужеродного, без чего жизнь не может быть счастливой.
Создавать красоту своими руками – в крови нашего народа-умельца.

Любовь БАБИНА