Строгановский образ

Выдающимся памятником старинного города Устюжна Вологодской области является храм во имя Казанской Божией Матери. В 1964 году Казанская церковь была построена в камне на средства крупнейшего промышленника того времени Григория Дмитриевича Строганова и сегодня относится к особому архитектурному стилю «Строгановское барокко». Один из прекрасных образцов «Строгановского стиля» и наш Спасо-Преображенский собор.

Летом 2016 года студенты отделения церковно-исторической живописи Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина при Российской академии художеств обследовали и копировали фрески притвора Казанского собора. В итоге их работы стали основой выставки «Строгановский образ», открывшейся музее «Палаты Строгановых». Завораживающую посетителей коллекцию икон и фресок Санкт-Петербургского института представил Иван Зайцев.

Иван ЗАЙЦЕВ, иконописец, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного института имени И. Е. Репина: С храмом во имя Казанской Божией Матери в городе Устюжна связана история чуда, то есть почему он был построен именно там. Григорий Строганов, находясь по торговым делам в Устюжне, тяжело заболел и обратился с молитвой к иконе Казанской Богоматери. Вскоре он выздоровел и дал обет построить каменную церковь в честь чудотворной иконы, так в 1694 году появился новый храм.

– Это последний храм, принадлежавший достаточно редкой группе памятников «Строгановского барокко», одна из реплик этой замечательной школы находящийся в Усолье «Спасо-Преображенский собор». «Строгановские» храмы не обладали традиционной стенописью, занимавшей все пространство интерьера, и в этом храм в Устюжне уникален. В середине 18 века он был расписан ярославскими мастерами в традициях ярославской школы иконописи. Придание о чуде отразилось, и мы его можем увидеть на выставке. Наверное, самое необычное среди традиционных сюжетов, это портрет Григория Дмитриевича Строганова, помещенный прямо в центральном интерьере храма.

Фрески, на которых, как считается, изображен сам Григорий Строганов в образе молодого человека и пожилого мужчины в богатых, дорогих одеждах представляют особый интерес. Сама выставка фресок, выполненных студентами и представленная в «Палатах Строгановых», знакомит с ярославской школой иконописи, зародившейся в ХII веке. Храм Казанской иконы Божией Матери в Устюжне расписывали Афанасий и Иван Шустовы, возглавлявшие артель иконописцев. Мастера сохранили традиционный для ярославской школы колорит, и на фресках преобладают коричневый, темно-зеленый и синий цвета. В то же время, в изображениях прослеживается развитие древнерусской традиции, осваивающейся в новом времени. Фиксированные фрески, а проще говоря, полномасштабные точные копии стенописи не только интересны зрителю, но и огромный вклад в сохранение и реставрацию культурного наследия рода Строгановых.

Кстати, по словам директора музея «Палаты Строгановых» Станислава Хоробрых, результат сотрудничества музея и академического института живописи не только сама выставка, но и далеко идущие планы. Студентами выполнены различные архитектурные и зодческие обмеры, чертежи и копии, которые в дальнейшем можно использовать при восстановлении Строгановского наследия в Усолье.

Дмитрий КОРЯКИН