Дороги, которые мы выбираем

Мария ЧУДИНОВА

Строительство, ремонт и содержание дорог – дорогое удовольствие. Ежегодно в дорожную сеть Прикамья вкладываются миллиарды рублей. Но результат того стоит. Сегодня даже самые отъявленные скептики признают: дороги в Пермском крае с каждым годом становятся лучше. Причем это касается не только трасс федерального и краевого значения, но и муниципальных дорог.

Обходной путь: как все
начиналось
Серьезная работа над состоянием дорог в Прикамье стартовала в начале 2000-х, когда на развитие дорожной инфраструктуры стали ежегодно выделять в среднем по 6-7 миллиардов рублей. Одним из первых крупных объектов дорожного строительства, введенным в эксплуатацию в те годы, стал Красавинский мост – самый большой в Пермском крае и двадцать четвертый по длине в России. Первая его очередь была сдана в 2005 году, а завершилось строительство в 2008-м. «Это очень серьезный объект, который, по сути, обеспечивает движение транзитного транспорта, то есть выводит его за пределы города Пермь, – отмечает председатель комитета по развитию инфраструктуры Законодательного Собрания Пермского края Виктор Плюснин. – Затем эти же задачи стали решать Южный и Восточный обходы Перми, обход Полазны на автодороге «Пермь — Березники», обход поселка Суксун. Причем во всех случаях решалась задача не только вывода транзитного транспорта из населенных пунктов, но и снижения аварийности на дорогах».
Строительство Красавинского моста позволило закончить Западный обход вокруг Перми, по которому идут автомобили из Ижевска и Казани на Екатеринбург, а также транзитный поток с автодороги «Санкт-Петербург — Киров — Пермь — Екатеринбург». В том же 2008 году было завершено строительство Южного обхода Перми, а в 2013-м – работы на Восточном обходе.
Обходные дороги, которые позволяют выводить транзитный транспорт за пределы города, разгружая городскую дорожную сеть и снижая вероятность ДТП, строят не только в Перми. На трассе «Пермь — Березники», которая является одной из самых загруженных и аварийно-опасных дорог Пермского края, был построен обход города Полазна. Строительство четырехполосного моста через реку Полазненский Вож позволило увеличить пропускную способность автодороги и повысить безопасность движения.

Безопасные
и качественные дороги
В минувшем году на строительство и модернизацию транспортной сети Пермского края была направлена небывалая сумма – более 12 миллиардов рублей – почти в два раза больше, чем в 2016 году. «За счет этого мы отремонтировали 800 км дорог – это беспрецедентный объем для края», – отмечает губернатор Максим Решетников. Построено или реконструировано – еще 45,4 км дорог. Среди наиболее значимых объектов, реализованных в 2017 году, – продолжение строительства Восточного обхода Перми от Сылвенского тракта до Бродовского тракта, развязка в пермском микрорайоне «Южный», строительство развязки на подъезде к новому аэропорту Большое Савино. Был введен в эксплуатацию и сам новый аэровокзальный комплекс. Теперь трехэтажный аэровокзал «Большое Савино» может обслуживать до 2 миллионов человек в год и принимать до 9 самолетов одновременно.
Высокую эффективность показал инициированный Президентом Владимиром Путиным федеральный проект «Безопасные и качественные дороги». В его рамках Пермский край получил в 2017 году из федерального бюджета 1 миллиард рублей. В федеральный проект были включены дороги Перми, Добрянского, Краснокамского, Пермского районов. На выделенные средства удалось отремонтировать 86 участков дорог, уложить почти 1,5 миллиона квадратных метров асфальта. В результате улучшения дорожного полотна аварийность на дорогах пермской агломерации в прошлом году снизилась почти на четверть.
Автолюбители Прикамья продолжают активно участвовать в развитии дорожной инфраструктуры края. В прошлом году жители региона начали пользоваться созданным по инициативе Максима Решетникова порталом «Управляем вместе» http://www.permkrai.ru/program, чтобы сообщать о недоработках подрядчиков.

Большие планы:
дороги в будущее
Планы краевых властей на будущее в сфере дорожного строительства и ремонта не менее амбициозны. В бюджете края на трехлетнюю программу по развитию дорожной сети заложены почти 33 миллиарда рублей. Из них треть будет направлена на муниципальные дороги. «По строительству дорог нам предстоит завершение Восточного обхода Перми, завершение обхода Чусового в трехлетке, – отмечает губернатор Максим Решетников. – Мы должны значительно продвинуться в реализации проекта дороги «Соликамск — Березники», приступить ко второй очереди этой дороги. На условиях ГЧП с краевым софинансированием должны построить вторую очередь моста через Чусовую».
Возведение нового моста начнется уже этой весной. Соответствующее соглашение в минувшем году заключили Пермский край и Пермская концессионная компания. Планируется, что расчетная скорость движения по новому мосту составит 100 км/ч. «Это знаковое событие для всей транспортной отрасли, несмотря на то, что это является региональным проектом, – подчеркивает министр транспорта РФ Максим Соколов. – Обеспечение связи и комфортного транспортного выхода из Пермского края в сторону Ханты-Мансийского АО и далее в Томск является решением федеральной задачи. Именно таким проектам в первую очередь будет оказана поддержка Правительством РФ». Сумма поддержки из федеральной казны составит почти 10 миллиардов рублей – более двух третей стоимости всего проекта. Сдать мост в эксплуатацию планируется к 2021 году.
Также благодаря поддержке Президента РФ Пермскому краю будет выделено из федерального бюджета 3,5 миллиарда рублей на реконструкцию следующего участка трассы «Пермь — Екатеринбург». Сейчас это самая глобальная дорожная стройка в регионе. В сутки здесь проезжает до 40 тысяч автомобилей, так что новой хорошей дороги ждут очень многие. Сейчас в районе села Кояново ведутся земляные работы – это удобно делать в холода, пока весенние дожди не переувлажнили грунт. А с наступлением тепла начнется укладка асфальтобетона. «Хотя по контракту у нас стоит октябрь текущего года, мы ставим задачу перед строителями окончить работу к 1 августа», – заявляет Алексей Борисов, начальник ФКУ «Уралуправтодор», которое ведет работы на данном участке.
Кроме того, в 2018 году в Прикамье будет продолжена реализация проекта «Безопасные и качественные дороги»: из федерального бюджета на эти цели планируют направить еще 1 миллиард рублей.

Дорожные артерии
Усольского района
В собственности Усольского муниципального района находятся 551,85 км дорог общего пользования. В связи с назревшей необходимостью в проведении капитального ремонта и реконструкции существующих дорог в целях доставки пассажиров и школьников на существующих автобусных маршрутах в близлежащие населенные пункты.
В 2016 году в Усольском муниципальном районе начата, а 2017 году завершена работа одного из этапов по реконструкции автомобильных дорог «Подъезд к с. Ощепково», «Ощепково — В.-Кондас», «Городище — Шемейный», которая проходит в 3 этапа:
1 этап – «Городище — Шемейный», км 0-10+140;
2 этап – «Ощепково — В.-Кондас», км-27=415;
3 этап – «Ощепково — В.-Кондас», км 0-12+680, «Подъезд к с. Ощепково» км 0-1+410.
Эти дороги соединяют 12 сельских населенных пунктов района и обеспечивают доступ жителей в г. Усолье.
На реализацию данного проекта выделено и освоено: из федерального бюджета 88 768 тыс. 570 руб., краевого бюджета – 104 998 тыс. 951 руб., местного бюджета – 5 526 тыс. 260 руб. 58 коп.
Также в 2017 году произведен ремонт участка автомобильной дороги в п. Железнодорожный Троицкого сельского поселения за счет краевых средств в размере 13 866 тыс. 200 руб. и средств местного бюджета – 2 420 тыс. руб.
На 2018 год в районе запланирован ремонт четырех автомобильных дорог и проект на реконструкцию автомобильной дороги. На реализацию этих работ из бюджета Пермского края заложено 32 млн руб.